ne-dopustit-oshibok4Эту тему подсказала нам сама жизнь. А если конкретнее — сообщения нашего форума с многочисленными обидами вчерашних невест и ведущих свадебных вечеров относительно того, как встречали-угощали их в ресторанах и кафе.

Со стороны не все обвинения выглядят справедливыми и обоснованными, но девчонкам от этого не легче, потому что испорчен один из самых прекрасных дней их жизни, тот, который в мечтах был идеальным.А ведь все могло бы сложиться иначе. Так, как хотелось, как грезилось с детства. Но где произошел сбой программы? В чем было упущение и кто его допустил? Чтобы картина сложилась наиболее объективной, за советами и рекомендациями мы обратились к руководителям нескольких кафе и ресторанов Хабаровска. И вот что узнали.

Оказывается, многие проблемы и недопонимания возникают из-за отсутствия информации о том, что можно и что нельзя делать в конкретном банкетном заведении. Поскольку сегодня все заведения частные и все режимные моменты устанавливаются учредителем, то не существует и не будет существовать единой схемы взаимоотношений «кафе — клиент». А потому нужно задавать максимальное количество вопросов о самых разных нюансах и перспективах ваших взаимоотношений. Вот только кто эти вопросы должен задавать? И тут мнения рестораторов разделились.

ne-dopustit-oshibokОдни считают, что свадьба — праздник молодых, и именно они, как наиболее заинтересованные участники торжественного мероприятия, предварительно составив длиннющий список вопросов относительно того, что можно, а что нельзя, что есть в кафе и о чем нужно позаботься самостоятельно, должны явиться к администратору. Вопросы меню и его стоимости — не самые важные, ведь такое многогранное событие, как свадьба, состоит из множества равнозначных нюансов, которые могут либо сделать праздник фееричным, либо напрочь испортить все впечатление от многомесячной подготовки. Одним словом, молодоженам карты в руки!

Другие рестораторы (и таких большинство!) отдают колоду с козырями исключительно тамаде. Свое мнение они мотивируют тем, что ведущие владеют опытом, которого нет у женихов и невест, и тем, что именно ведущие ответственны за настроение, царящее на банкете. Мир, покой и гладкое течение вечера — их прямая работа, а не дружеское одолжение, и демонстрация профессионализма, за который они берут деньги, и не воздушные поцелуи.

В идеале ведущие должны приезжать за несколько дней до свадьбы для знакомства с персоналом, с масштабами кафе, с условиями их будущей работы. Именно ведущие должны задавать вопросы относительно того, что им может понадобиться во время банкета, уточнить, где должен стоять стол для реквизита, для свадебного торта, для диджея, можно ли в зале зажигать свечи и взрывать хлопушки. Одним словом, выяснить все!

В реальности часто оказывается, что ведущие воспринимают коллектив кафе или ресторана как собственный обслуживающий персонал. Являясь за пятнадцать-двадцать минут до приезда молодоженов, отдельные персоны начинают предъявлять свои требования, к выполнению которых администрация просто не готова. Например, заранее не обсуждался вопрос расстановки столов и их расставили наиболее привычным способом, но тамаде такая геометрия не подходит — и начинается конфликт. А дальше он усугубляется: не дали нитки, не выдали утюг, попросили потушить пять десятков свечей, отругали за бенгальские огни... И вот уже тамада кипит, настроение портится, иногда раздражение выливается в открытую ссору, отчего страдают и молодые, и их приглашенные, и сам тамада, и даже кафе, потому как страдает его репутация.

ne-dopustit-oshibok2Кстати, да! Ни один собственник бизнеса не может остаться равнодушным к возникающим конфликтам, ведь он строит свой бизнес ради прибыли, а кто же пойдет в кафе с подмоченной репутацией?! Поэтому априори ни один администратор (чаще всего со стимулирующей оплатой труда) не будет портить праздник намеренно: за жалобы штрафуют, за успех премируют. Чаще всего конфликты сиюминутны. У каждого ведущего свой стиль работы, свой подход к празднику и комфорту, свои требования — как о них можно узнать, не установив контакт заранее, не познакомившись и не проведя разведку? Но, кажется, мы повторяемся…

Итак, какие вопросы нужно внести в свой список для обсуждения тем, кто заинтересован, чтобы свадьба прошла без сучка без задоринки (и совершенно не важно, кто это будет — молодожены или ведущий их вечера, главное, чтобы подводные камни были извлечены из пруда).

 1. Режим работы и «режим громкости». Чаще всего, несмотря на довольно «детский» режим работы, администрация заведений идет навстречу молодым и за отдельную плату продлевает свое рабочее время. Однако после одиннадцати вечера начинает действовать независимое от администрации правило — уровень шума должен быть снижен до разумных пределов, ведь громкая музыка и шум веселья могут мешать тем, кого они не касаются. К этому нужно быть морально готовыми, особенно если вы остановите свой выбор на кафе, расположившихся в жилых домах, или при гостиничных комплексах (а таких в Хабаровске немало и они весьма популярны). Попытайтесь адекватно оценить ситуацию и не обижаться на заведение, работники которого непременно сделают вам замечание, потому как жалобы на несоблюдение ими «режима громкости» караются весьма внушительными штрафами, платить которые придется директору, а не тамаде и не жениху с невестой.

 2. Этот пункт вытекает из предыдущего — транспортировка гостей по домам. Что это будет, общий автобус или индивидуальные такси, не столь важно, главное, чтобы в назначенный час развеселая компания покинула зал и разъехалась в необходимых каждому направлениях. В реальности, гости часто надолго задерживаются в фойе, ожидая своего отъезда, а вместе с ними остаются и усталые официанты и администраторы, которых ждут дома или прямо у входа в кафе приехавшие за ними мужья. Возьмите заранее вопрос транспортировки гостей на контроль, не надейтесь, что вызванное в час ночи такси примчится спустя десять минут. С двенадцати до двух часов во всех такси отмечаются аншлаги, особенно в пятницу-субботу, когда многие хабаровчане гуляют и от души веселятся. Не сопротивляйтесь воспользоваться услугами такси, которое рекомендует администратор. Пусть эти услуги будут чуть дороже, зато они более надежны. Или ждите свое более экономичное такси на улице; хочется добавить, но ни мы, ни администраторы этого не сделаем в силу своего воспитания и сочувствия к ситуации.

 3. Использование пиротехники, свечей, бенгальских огней. Нередки обиды ведущих или молодоженов на то, что в самый неподходящий момент, представители кафе просят потушить свечи и прочие горящие атрибуты праздника. И связано это не с природной вредностью администрации, а опять же с объективными требованиями, на этот раз пожарной безопасности. Все еще помнят печальный случай с пермским ночным клубом, в котором погибли люди. И все шишки достались, конечно, руководящему составу: недосмотрели, не обеспечили безопасность, не смогли отказать в недопустимом проведении праздника. Теперь внимание к противопожарной ситуации в стране в разы усилено, касается это и Хабаровска. Во многих заведениях установлены мощнейщие противопожарные системы, реагирующие на дым. Как только его концентрация превышает допустимую норму, сигнализация срабатывает и праздник автоматически прекращается. Какова допустимая норма? Как раз десяток одновременно горящих свечей. Никто из опрошенных нами не выступил против красивейшего ритуала с семейным очагом, но никто не разрешил ставить танцы в кругу свечей или в сопровождении бенгальских огней. Кстати, использование огней чревато не только пожаром, но и дополнительными тратами кафе. Искры от горящего фонтана прожигают скатерти и салфетки, чаще всего шелковые или атласные, а закупать после каждого праздника новые комплекты весьма накладно.

 4. Сервировочные моменты — огромный пласт вопросов, начиная с вариантов расстановки столов и расположения «рабочих столиков», заканчивая очередностью и временем выноса блюд. В одном ресторане могут разрешить принести с собой чехлы на стулья и индивидуальные скатерти, в другом до конца будут ратовать за свой корпоративный стиль. В одном кафе могут не разрешить приклеить скотчем плакаты на стены, в другом позволят даже вбивать гвозди. Площадь одного зала позволяет экспериментировать с компоновкой столов, площадь другого вариантов не допускает, там будут настаивать на традиционной для кафе расстановке, ведь официантам тоже нужно чувствовать себя комфортно, они не должны лавировать с горячими тарелками между неудобно расставленными столиками и ne-dopustit-oshibok1десятками плотно сидящих гостей. Что касается горячего, обсудите время его выноса, порционность и очередность подачи. Если холодные закуски достаточно просто нарезать и упаковать, то картошке и мясу нужно время чтобы как минимум их приготовить и как максимум не дать остыть. Неверно рассчитанное время выноса блюд чревато тем, что горячее быстро превратится в холодное, и не доставит удовольствия приглашенным. А ведь за него заплачено, и немало!

Список важных разведочных нюансов можно еще продолжать, но нужно ли? В завершении ликбеза хочется лишь посоветовать прислушиваться к мнению администрации, чего бы оно ни касалось. Зачастую, рекомендуя определенного тамаду или диджея, представители кафе страхуют себя и вас от возможных конфликтов и притирок, вероятных при работе с неизвестными людьми. Проверенные ведущие, комфортные в общении и близкие по духу — всегда гарантия того, что праздник пройдет на ура и оставит в памяти лишь приятные впечатления. Естественно, существуют и варианты предубеждения, когда какие-то персоны не впечатляют команду кафе в плане профессионализма или личностного общения. Конечно, это исключительно субъективные ощущения, но ведь именно из психологического фона берут начало конкретные факты. И если вы остановите свой выбор на собственной кандидатуре ведущего, озаботьтесь тем, чтобы он или она проявили максимальную заинтересованность в успехе вашего праздника и шли на взаимное сотрудничество, а не являлись в чужой монастырь со своим отработанным указом.

Подозрения в том, что часто представители общепита финансово заинтересованы в продвижении конкретных услуг, не всегда обоснованы. Точнее, даже если и существует некая взаимовыгодная договоренность, она формируется для удобства клиента, а не для его разочарования. Опять же повторимся, в условиях рыночной экономики собственник бизнеса заинтересован в успехе, который обуславливается простой формулой «больше клиентов — больше прибыль», а не наоборот. И в условиях жесткой конкуренции борьба идет за клиента, а не против него, сегодня бизнес настроен на уступки, а не на принципиальность. Но если вы чувствуете, что в каких-то вопросах администрация кафе на вас откровенно «давит», откажитесь от сотрудничества вовсе. Если изначально доверие и взаимопонимание не возникли, неразумно рассчитывать, что вас поймут позже и свадьба пройдет с шиком-блеском.

Не стоит полностью полагаться на чужое мнение, даже если это мнение большинства. Идеально составлять собственное впечатление, потому как все мы разные и условия «состыковки» тоже разнятся. И если у вас все же возникли какие-то претензии к формату отношений кафе-тамада-молодожены, не постесняйтесь выразить свое мнение самому первому в иерархии лицу, донесите до него информацию о работе персонала в его отсутствие, а мы в свою очередь обещаем каждому руководителю дать прочитать книгу «Жалоба как подарок». Тогда уж точно, все хабаровские свадьбы будут достойны голливудских экранизаций — чего мы вам искренне желаем!