Для вступающих в брак законодательством установлены возрастные ограничения - 18 лет для всех и 16 лет для тех, кто торопится по уважительной причине. О возрасте приглашенных в этом документе - ни слова, и тем не менее, никто не сомневается в том, что свадьба - праздник взрослый.

Правда, у этих взрослых имеются «хвостики» - дети, младшие братья-сестры, племянники, внуки, в конце концов. Правильно ли их брать с собой на торжество?
У каждого варианта ответа есть свои плюсы и минусы, в защиту каждого приводятся веские аргументы.

Вариант первый - детям не место на взрослом празднике! Потому что:

а) свадьба - праздник пьяный по определению. Там произносят сальные тосты и устраивают фривольные конкурсы, незачем травмировать нежную детскую психику, они итак учатся «всему такому» раньше времени;

б) свадьба - праздник очень продолжительный, дети в силу своих физиологических особенностей быстро утомляются. Не стоит ради одного дня «ломать» детский режим - в 12.00 - обед, в 19.00 - ужин, в 21.00 - отход ко сну;

в) свадьба - праздник исключительно веселый, и бывает он не каждый год, как, например, день рождения. Взрослым хочется «оторваться» по полной, и, конечно, дети в этом мешают - они канючат, требуют внимания. Оставить их дома смотреть мультики - самый идеальный вариант;

г) свадьба - праздник переменчивый. Сначала нужно час постоять на улице, выкупить невесту, потом постоять перед ЗАГСом в ожидании своей очереди, ведь в основном все приезжают раньше назначенного времени, потом час смирно отсидеть на церемонии в помещении, потом отправиться кататься, потом.....А летом жарко, зимой холодно - зачем ненаглядным деткам такие перегрузки?!

Пункты д) и е) тоже встречаются, их каждая пара (или их родственники, или друзья) формулирует для себя самостоятельно, угадать их содержание практически невозможно, т.к. предела обстоятельствам и человеческой фантазии просто не существует.

 Вариант второй - а как же без детей?! Ведь:

а) свадьба - праздник семейный, разве можно, собрав всю родню за огромным праздничным столом, обойтись без Мишеньки или Машеньки?

б) свадьба - праздник самый романтичный - это же идеальный пример того, как сбываются сказки про любовь, уважение и радужные планы, про то, как «...и жили они долго и счастливо, и умерли в один день»;

в) свадьба - праздник длительный - как же и с кем же оставить детей, уж лучше пусть они будут рядом;

Пункты г), д), и е) тоже наверняка будут вполне убедительными. И раз уж они оказались весомее тех, что были приведены в защиту первого варианта, давайте поразмышляем о том, как сделать присутствие детей на взрослом празднике максимально комфортным и для самих детей, и для молодоженов, и для других приглашенных.

 Все лучшее - детям!

На самом деле секрет всеобщей комфортности очень прост: если детям будет интересно, у взрослых не возникнет никаких проблем. Если взрослые позаботятся о детских развлечениях заранее, детки в знак благодарности будут заниматься «своими делами» и не станут досаждать родителям, тетушкам, дядюшкам...

Так вот, дети должны быть заняты. Не время от времени, и не тогда, когда у вас проснется чувство ответственности, или тогда, когда они вынудят вас заниматься собой, а постоянно. Для деток должна быть своя программа от и до.

Во время выкупа дети, даже самые маленькие и несмышленые, могут стать незаменимыми помощниками. Во-первых, они с радостью помогут украсить подъезд. Те, кто постарше могут помочь приклеить плакаты и разложить реквизит в соответствии со сценарием. Те, кто помладше будут подавать вам ножницы и скотч, держать то, что понадобится на следующем пролете. Во-вторых, на самом выкупе они могут собирать «дань» - конфетки, денежки и прочие неалкогольные «взятки» - кто же откажет ребенку?

В загсе деткам тоже найдутся занятия и интересные, и полезные. Девочки, красивые и чистые, словно ангелочки, как в американских мелодрамах, могут нести фату или шлейф платья невесты. Мальчики с важным видом могут держать цветы, которые подарят гости молодоженам. После церемонии и те, и другие весело и с азартом будут осыпать новоиспеченных мужа и жену конфетами, хмелем, лепестками роз и конфетти.

Во время традиционных катаний по памятным местам Хабаровска детям можно поручить возложение цветов к мемориалам. Кроме того, детки с удовольствием будут кормить голубей, с которыми традиционно фотографируют молодых, опять же осыпать их лепестками, выдувать мыльные пузыри и исполнять другие, придуманные

заранее, роли в свадебном фотоспектакле. Отдельному юному джентльмену, который непонаслышке знает, что такое ответственность, можно доверить важную миссию весь день открывать дверь лимузина перед невестой. А юной хозяюшке попробуйте доверить разносить угощение - классические канапе для поддержания духа и физических сил приглашенных.

Кстати о еде. В машине, в которой путешествую ваши цветы жизни, всегда должны быть вода и еда. Не забывайте время от времени кормить детей какими-нибудь вкусными и полезными легкими продуктами - питьевыми йогуртами, глазированными сырками, фруктами.

Не забывайте о том, что дети быстрее взрослых утомляются, а потому давайте им отдохнуть даже от тех дел, что, казалось бы, доставляют только удовольствие и внушают чувство собственной значимости. Экономьте силы деток, ведь впереди их ждет шумное и продолжительное застолье, силы им еще понадобятся. В идеале время между регистрацией и застольем нужно целиком посвятить отдыху, особенно это важно для малышей. Перерыв в восприятии эмоций - залог отсутствия истерик и капризов на банкете.
Вечерняя программа тоже должна быть продумана до мельчайших деталей. Каждую минуту дети должны быть заняты делом, тогда они не будут приставать к вам и не станут искать сомнительного веселья, «пока мама и папа не видят».
Выученные накануне поздравления украсят торжественную часть, да и тамаде, скорее всего, понадобятся помощники. Они, например, могут ходить с ползунками, сшитыми из розовой и голубой половинок, собирая монетки, чтобы узнать, какая половинка перевесит - девчачья или мальчиковая. Дети могут вручать символические призы победителям в конкурсах и подавать необходимый реквизит. Для них можно придумать отдельные конкурсы, а еще лучше целую программу с клоунами, играми и прочими развлечениями.
Если говорить о застолье, хорошо бы организовать деткам отдельный стол с индивидуальным меню, их пищеварительная система не готова к изобилию копченостей, соленостей, пряностей и жареных блюд. А вот детское шампанское придется очень кстати. И сладкое деткам нужно подать пораньше, ведь это самое желанное угощение на любом празднике!